Ваш ходячий парадокс
Обложка одного из зарубежных изданий
Я прочла эту книгу запоем - за два дня. Сегодня больше дочитывала.
"Волшебников" почему-то сравнивают с "Гарри Поттером". В самом деле: школа магии, главный герой попадает туда не то чтобы нарочно... Только вот магия там другая. И истории эти совсем разные.
Гроссман показал магию такой, какой лично мне и хотелось бы её видеть: сложной, требующей полной отдачи, внимания, концентрации и веры в то, что всё получится, а также способности оперировать огромными количествами информации.
«Магия — не наука, не искусство и не религия. Магия — это ремесло. Занимаясь ею, мы не молимся и не загадываем желаний. Чтобы произвести в мире одну из специфических перемен, мы применяем волю, знание и умение. Это не значит, что мы разбираемся в магии столь же детально, как физики — в поведении элементарных частиц. А они вообще разбираются? Никак не могу запомнить. В любом случае, нам не дано понять, что есть магия и откуда она берется. Плотник, например, тоже не понимает, отчего растет дерево, да ему и не нужно. Он работает с имеющимся у него материалом. Разница в том, что магом быть гораздо опасней и намного интересней, чем плотником». (с)
Есть и ещё одна особенность. Для обучения в школе волшебства выбирают лучших из лучших. Если в тебе есть некая искра - этого ещё не достаточно. Здесь не Хогвартс, и от рождения тебя никуда не зачислят. Тебя пригласят, если сочтут достойным. Пригласят на экзамен, конечно же. Два часа письменной работы, после - практический экзамен. Его можно сдавать о-очень долго. И только если сдать достойно, можно пройти на обучение.
Специализация на старших курсах выбирается не по желанию. Наставники проверят склонность и после отправят куда надо.
Чувствуете разницу? Да, и ГГ тут ещё до зачисления в школу магии был вполне себе талантлив и подавал надежды. Средний балл у него такой, что многие просто не поверили бы, что такой вообще может быть.
Лично мне такой подход к магии напомнил скорее "Волшебника Земноморья", ну да ладно.
Гроссман пишет довольно сжато. В одну книгу у него уместились события пяти-шести лет. За это время герои отучились, пожили вольной жизнью и наприключались. Откровенно говоря, я напрочь забыла о том, что это всего лишь первая книга трилогии. Более того: несмотря на открытый финал (мне лично показавшийся приделанным кое-как и слишком оптимистичным и ярким), я готова сделать вид, будто история на том и кончилась. Остальное за кадром, да. Просто... Я очень боюсь, что дальше пойдёт высасывание из пальца, да и книжный запой по второму разу пережить пока не готова, и перспектива меня пугает. Давно такого не было, да.
"Мир фантастики" пенял книге на то, что больно уж малодушен главный герой. Я не скажу, что Квентин как человек мне понравился. Более того, он не достоин тех, кто его любит, в нём явно есть склонность к предательству (как легко тот оставляет прежний этап жизни за бортом ради нового!), а его сила воли оставляет желать лучшего.
На примере Квентина и его сначала-однокашницы-дальше-я-вам-не-скажу мы видим, как много зависит от усилий, которые мы прилагаем к развитию, и понимания, чего мы хотим в этой жизни. Элис трудится, Квентин первое время в общем-то тоже. Однако Элис куда чётче осознаёт свою специализацию, и со временем девушка становится всё сильнее благодаря упорному труду.
Я редко вижу, когда авторы так хорошо раскрывают подноготную малодушия. Квентин винит в своих бедах кого угодно, но не себя, трусит, думает практически всё время лишь о себе... И ты этому веришь. Не то чтобы прям проникаешься и разделяешь мысли, но веришь.
Отдельно следует сказать об аллюзиях, отсылках и прочем постмодернизме. Должна сказать... Я не очень люблю постмодернизм, а переосмысления потихоньку набивают оскомину: это отдаёт неким паразитизмом. Обычно не то авторы, не то критики будто выпендриваются: "Смотрите, сколько всего я читал(а) и смотрел(а), хо-хо-хо, почувствуйте себя тупыми и необразованными! Вы ни черта не поймёте, пока всё это не прочитаете, хо-хо-хо! Синие занавески - это не только шесть метров ткани, но ещё и три-четыре страницы отсылочек". Здесь есть и отсылки, и ВОТ ТАКЕННАЯ ОЧЕВИДНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ. Вместе с тем, работа всё ещё самодостаточна. Да, мне было интересно подмечать, сколько же автор не поленился переиначить. Но книга - всё ещё история и о поиске себя, и о взрослении, и о том, что за многими милыми сказками стоят отнюдь не милые вещи. Она самодостаточна, хотя ОТСЫЛАЕТ. Или даже тычет носом. И если не быть знакомым с тем, во что нас тычут, - книга хуже не становится.
Надо сказать, книга имеет рейтинг 18+. В целом, есть за что. Здесь хватает и пошлости, и таких "взрослых" вещей, как алкоголь, да и герои не милые пионеры... Правда, наличие совсем уж откровенного звездеца под вопросом. Я до сих пор думаю: стоило ли присваивать книге такой рейтинг или нет?.. Лет в шестнадцать, допустим, уже вполне можно такое зачесть без особых травм для нежной психики.
Пожалуй, это первый случай, когда мне захотелось бумажную книгу себе на полку. Чтоб перечитывать. Наверное.
И надо думать, когда же я возьмусь за вторую часть...
Я прочла эту книгу запоем - за два дня. Сегодня больше дочитывала.
"Волшебников" почему-то сравнивают с "Гарри Поттером". В самом деле: школа магии, главный герой попадает туда не то чтобы нарочно... Только вот магия там другая. И истории эти совсем разные.
Гроссман показал магию такой, какой лично мне и хотелось бы её видеть: сложной, требующей полной отдачи, внимания, концентрации и веры в то, что всё получится, а также способности оперировать огромными количествами информации.
«Магия — не наука, не искусство и не религия. Магия — это ремесло. Занимаясь ею, мы не молимся и не загадываем желаний. Чтобы произвести в мире одну из специфических перемен, мы применяем волю, знание и умение. Это не значит, что мы разбираемся в магии столь же детально, как физики — в поведении элементарных частиц. А они вообще разбираются? Никак не могу запомнить. В любом случае, нам не дано понять, что есть магия и откуда она берется. Плотник, например, тоже не понимает, отчего растет дерево, да ему и не нужно. Он работает с имеющимся у него материалом. Разница в том, что магом быть гораздо опасней и намного интересней, чем плотником». (с)
Есть и ещё одна особенность. Для обучения в школе волшебства выбирают лучших из лучших. Если в тебе есть некая искра - этого ещё не достаточно. Здесь не Хогвартс, и от рождения тебя никуда не зачислят. Тебя пригласят, если сочтут достойным. Пригласят на экзамен, конечно же. Два часа письменной работы, после - практический экзамен. Его можно сдавать о-очень долго. И только если сдать достойно, можно пройти на обучение.
Специализация на старших курсах выбирается не по желанию. Наставники проверят склонность и после отправят куда надо.
Чувствуете разницу? Да, и ГГ тут ещё до зачисления в школу магии был вполне себе талантлив и подавал надежды. Средний балл у него такой, что многие просто не поверили бы, что такой вообще может быть.
Лично мне такой подход к магии напомнил скорее "Волшебника Земноморья", ну да ладно.
Гроссман пишет довольно сжато. В одну книгу у него уместились события пяти-шести лет. За это время герои отучились, пожили вольной жизнью и наприключались. Откровенно говоря, я напрочь забыла о том, что это всего лишь первая книга трилогии. Более того: несмотря на открытый финал (мне лично показавшийся приделанным кое-как и слишком оптимистичным и ярким), я готова сделать вид, будто история на том и кончилась. Остальное за кадром, да. Просто... Я очень боюсь, что дальше пойдёт высасывание из пальца, да и книжный запой по второму разу пережить пока не готова, и перспектива меня пугает. Давно такого не было, да.
"Мир фантастики" пенял книге на то, что больно уж малодушен главный герой. Я не скажу, что Квентин как человек мне понравился. Более того, он не достоин тех, кто его любит, в нём явно есть склонность к предательству (как легко тот оставляет прежний этап жизни за бортом ради нового!), а его сила воли оставляет желать лучшего.
На примере Квентина и его сначала-однокашницы-дальше-я-вам-не-скажу мы видим, как много зависит от усилий, которые мы прилагаем к развитию, и понимания, чего мы хотим в этой жизни. Элис трудится, Квентин первое время в общем-то тоже. Однако Элис куда чётче осознаёт свою специализацию, и со временем девушка становится всё сильнее благодаря упорному труду.
Я редко вижу, когда авторы так хорошо раскрывают подноготную малодушия. Квентин винит в своих бедах кого угодно, но не себя, трусит, думает практически всё время лишь о себе... И ты этому веришь. Не то чтобы прям проникаешься и разделяешь мысли, но веришь.
Отдельно следует сказать об аллюзиях, отсылках и прочем постмодернизме. Должна сказать... Я не очень люблю постмодернизм, а переосмысления потихоньку набивают оскомину: это отдаёт неким паразитизмом. Обычно не то авторы, не то критики будто выпендриваются: "Смотрите, сколько всего я читал(а) и смотрел(а), хо-хо-хо, почувствуйте себя тупыми и необразованными! Вы ни черта не поймёте, пока всё это не прочитаете, хо-хо-хо! Синие занавески - это не только шесть метров ткани, но ещё и три-четыре страницы отсылочек". Здесь есть и отсылки, и ВОТ ТАКЕННАЯ ОЧЕВИДНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ. Вместе с тем, работа всё ещё самодостаточна. Да, мне было интересно подмечать, сколько же автор не поленился переиначить. Но книга - всё ещё история и о поиске себя, и о взрослении, и о том, что за многими милыми сказками стоят отнюдь не милые вещи. Она самодостаточна, хотя ОТСЫЛАЕТ. Или даже тычет носом. И если не быть знакомым с тем, во что нас тычут, - книга хуже не становится.
Надо сказать, книга имеет рейтинг 18+. В целом, есть за что. Здесь хватает и пошлости, и таких "взрослых" вещей, как алкоголь, да и герои не милые пионеры... Правда, наличие совсем уж откровенного звездеца под вопросом. Я до сих пор думаю: стоило ли присваивать книге такой рейтинг или нет?.. Лет в шестнадцать, допустим, уже вполне можно такое зачесть без особых травм для нежной психики.
Пожалуй, это первый случай, когда мне захотелось бумажную книгу себе на полку. Чтоб перечитывать. Наверное.
И надо думать, когда же я возьмусь за вторую часть...