Этот фильм старый, тысяча девятьсот сорок четвёртого года. Он ещё чёрно-белый.
Я посмотрела довольно известную классическую картину, и мне есть что сказать. Этот фильм хорош, очень хорош. Героине искренне сопереживаешь, за неё болеешь, в конце становится за неё страшно. И это при том, что сюжет не был тайной ни для кого. Даже в аннотациях прямым текстом пишут. И создатели никакую интригу в плане действий мужа не держат.
«Газовый свет» — настоящий учебник по психологическому насилию. Действия мужа выведены достоверно, они постепенны и отлично сочетаются с классическим абьюзом, хотя абьюза «специфического» — газлайта — там на порядок больше. В этом посте будет достаточно спойлеров, так что остальная часть прячется под катом. Я искренне надеюсь, что этот фильм кто-нибудь ещё посмотрит.
Разбор под катом.Итак, что же психологичного в происходящем с молодожёнами?
Во-первых, стремительное, крайне стремительное развитие отношений. Запомните: оно никогда не сулит ничего хорошего. Герои были знакомы две недели. Две недели — и там уже и признания в любви, и предложение руки и сердца.
Во-вторых, наш антагонист и не скрывает: даже на секунду отпустить Полу от себя он не может. А потому следует за ней и подкарауливает на станции, хотя Пола ясно и недвусмысленно дала понять, что ей надо подумать и побыть одной.
Опытная и достаточно ценящая себя женщина после этого уже заподозрила бы неладное. К сожалению, Поле чуть больше двадцати, это её первые отношения, а практических советов по этой части давать ей было попросту некому. Что касается способности себя ценить, то с ней в подобных вопросах у многих достаточно плохо, ради любимого можно и подвинуться, подумаешь, наплевал на просьбу подождать пару недель, он же жить без меня не может. И речь не только о ровесницах Полы. А Пола в принципе способна пожертвовать своим комфортом ради другого: её дёргало от одного лишь упоминания улицы, где она росла, однако вернуться туда девушка согласилась именно ради горе-мужа. Здесь должен быть красивый пассаж о женской социализации и романтизации плохих вещей, особенно в описываемое время, но ладно.
В-третьих, посмотрите, как реагирует Грегори на «забывчивость» Полы. Он злится. Практически с самого начала. Ни капли сострадания, снисхождения. Злится — и только. И все вот эти слова о том, что так продолжается давно... И да. Вытащить вещь из сумочки, а то и вовсе её туда не положить — святое дело.
В-четвёртых, сцена с пианино и «несостоявшимся» походом в театр. Сцена с пианино и «несостоявшимся» походом в театр шикарна от и до.Сцена с пианино и «несостоявшимся» походом в театр шикарна от и до. Её можно использовать в качестве учебного пособия. А теперь, дети, поговорим об эмоциональных качелях — это то, как резко муж прервался, когда «увидел», что на стене нет картины. А теперь, дети, поговорим о запуганности, когда человек всё же не сломлен до конца, — это то, как жена реагировала на происходящее. А теперь, дети, поговорим о манипуляциях — это то, как муж спрашивал у жены, не поклясться ли Нэнси на Библии. А теперь, дети, поговорим об отказе в поддержке — это то, как муж сделал вид, будто не слышал слов жены о том, что ему стоит быть с ней помягче. А теперь, дети, поговорим об эмоциональном отчуждении — это то, как муж оставил жену в одиночестве, несмотря на её мольбы. И напоследок, дети, заметим, что никакого похода в театр и не планировалось. Измученному человеку дали надежду, на пике радости жахнули оземь, а после втоптали в грязь, убедив, что это всё его (а точнее, её) вина. Такой вот приём ломки человека. Запомните, дети, и не попадайтесь.
В-пятых, Грегори воспользовался тем, что Пола не знала своей матери. Он выбрал подходящий момент, чтоб рассказать жене про её «наследственное сумасшествие». Сообщи он подобное в начале отношений — и как знать, поверили бы ему? Пола могла бы вообще попробовать навести справки самостоятельно. И/или послать мужа к чёрту.
В-шестых, общайся Пола с кем-то ещё, у Грегори ничего бы не вышло. Действительно, он один говорил о забывчивости Полы, о её сумасшествии, о её плохом самочувствии. Он увёз её из Италии, где у неё был как минимум один друг и наставник — учитель пения. Это удачно совпадает с преступными планами героя, ведь наследство тётушки Полы находится в Лондоне. В поезде Пола знакомится с попутчицей, которая живёт по соседству с домом номер девять. Благодаря Грегори они не подружились: сначала он мягко поторопил жену у входа в дом, не дав поболтать. Затем отговаривался плохим самочувствием Полы и не давал никого принимать. Пола тем временем сломалась до такой степени, что боялась даже на улицу выйти, где там общаться на этой самой улице с людьми. Запомните, дети: отношения, в которых вас изолируют от всего мира, — зло.
Нет, не правы те, кто считает Полу впечатлительной и легко поддающейся чужому влиянию, ох не правы. Её грамотно обработали. Да и представьте сами: вам говорят, что вы стали забывчивы, рассеянны и теряете вещи, после вы теряете подарок того, кто вам это сказал. И так несколько раз. А больше вы ни с кем другим не общаетесь. Неужели вы не усомнитесь в том, что с вашей памятью всё в порядке?
Отмечу причины, по которым я думаю, что Пола не сломалась до конца.
Причина первая. Она, считая себя неспособной даже выбраться на улицу и после вернуться, решается выбраться на музыкальный вечер. Его устраивала старая подруга тётушки Полы, которая всегда была добра к ней. Пола во что бы то ни стало хотела с ней увидеться. Её не остановило ничто. Да, и тут надо видеть реакцию Грегори. Как он растерялся, как засуетился! Сама того не зная, Пола дала ему отпор. Ей можно поаплодировать. Лично я ещё злорадно смеялась.
Причина вторая. Пола, узнав, что с ней вытворяли, не освобождает мужа. Она отказывается ему помочь. Она глумится над ним. Она злится. Она говорит о том, как ненавидит Грегори. По моему мнению, это говорит о том, что какой-то запас сил у Полы ещё оставался.
Этот фильм захватывает. Он сделан достаточно хорошо. Не могу не отметить не то находку режиссёра, не то просто занятный момент. До начала заварушки с газовым светом Пола и Грегори достаточно много целуются. После — ни разу. Такое вот физическое отчуждение.
@темы:
психологическое насилие,
фильмы,
газлайт,
абьюз,
Газовый свет,
Газовый свет (1944)